- Предания «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком».
- Житие Александра Невского.
- Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
- Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
- Д. И. Фонвизин «Недоросль».
- В. Скотт «Айвенго».
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель».
- М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города».
- Н. С. Лесков «Старый гений».
- Л. Н. Толстой «После бала».
- А. П. Чехова «О любви».
- А. И. Куприн «Куст сирени».
- И. А. Бунин «Кавказ».
- М. А. Осоргин «Пенсне».
- И. С. Шмелёв «Как я стал писателем».
- Тэффи «Жизнь и воротник».
- М. Зощенко «История болезни».
- А. Т. Твардовский «Василий Тёркин».
- А. П. Платонов «Возвращение».
- В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
Курсы литературы в 5—8 классах строятся
на основе сочетания концентрического, историко-хронологического
и проблемно-тематического принципов.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем
(например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как
важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).