В 2022 году учёные Российской академии образования и МГУ имени М.В Ломоносова провели исследования, касающиеся использования ребенком различных цифровых устройств. О результатах исследования рассказал заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ Александр Веракса.
Агрессивная цифровизация общества все меньше оставляет возможности для совместной с родителями игры, совместного чтения. И, к сожалению, все меньше детей, для которых чтение книги на ночь является обязательным элементом, к которому они сами стремятся.
Чем раньше дети начинают слушать сказки или родители читают им книжки на ночь, тем лучше. Совместное чтение – это бесценное занятие, которое оказывает большой развивающий эффект как с точки зрения развития речи, так и в смысле передачи тех ценностей, которые ребенок из самостоятельного просмотра получить не может.
К сожалению, есть достаточно устойчивая практика, когда дети присутствуют при просмотре взрослыми различных цифровых устройств, в том числе телевидения. Дети при этом постоянно находятся в такой среде, которая изобилует сложными речевыми конструкциями, и, несмотря на то, что они эту информацию получают в течение длительного времени, она не приводит к развитию речи, поскольку дети не получают обратной связи от родителей, не имеют возможности с ним провзаимодействовать, то есть не могут обсудить с родителями то, что они пассивно слышали. Эта информация идет сплошным потоком и приводит к тому, что у таких детей словарный запас гораздо беднее, чем у детей, которые меньше получают такой информации. Дети должны получать ее дозированно и при этом иметь возможность обсудить ее со взрослыми.
Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.
По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.
Дети, уже находящиеся в зависимости от гаджетов, часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.
Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.
Так же происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.
Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд.
Как можно уменьшить вред гаджетов?
- Сократить время использования смартфона, планшета и компьютера до 1-2 часов в день.
- Ежедневно читать на ночь и обсуждать прочитанное вместе с ребёнком.
- Подбирать фильмы, подходящие ребёнку по возрасту, объяснять непонятные слова, факты.
- Больше беседовать на самые разные темы, поддерживая живое общение.