- А. С. Пушкин «Дубровский».
- М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- Н. В. Гоголь « Тарас Бульба».
- Н. С. Лесков «Человек на часах».
- М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказки.
- Н. А. Некрасов «Сашка».
- А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». «Мальчики».
- А. И. Куприн «Чудесный доктор».
- Л. Н. Андреев «Баргамот и Гараська».
- О. Генри «Дары волхвов».
- А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
- М. А. Шолохов «Судьба человека».
- В. Г. Распутин «Уроки французского».
- В. М. Шукшин «Микроскоп», «Чудик».
- Ф. Абрамов «Поездка в прошлое».
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста».
- Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада».
Для дополнительного чтения:
- А. К. Толстой «Князь Серебряный».
- Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой».
- Ш. де Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле…».
- Ф. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан».
- М. Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы».
- В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард».
- Г. Р. Хаггарт «Копи царя Соломона». «Дочь Монтесумы».
- А. Р. Беляев «Над бездной», «Продавец воздуха», «Ариэль», «Старая крепость».
- Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Лёд и пламя».
- Дж. Олридж «Последний дюйм».
- Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии».
- А. Кристи «Потерянный ключ», «Шутка старых дядюшек».
- Ж. Сименон «Трубка Мегрэ».
- Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари», «Ральф в лесах».
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров».
- Дж. Р.Р.Толкиен (Толкин) «Хоббит, или Туда и обратно».
- Ю. С. Рытхэу «Когда киты уходят».
- О. Генри «Дары волхвов».
- Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид».
- А. Н. Толстой «Гиперболоид Инженера Гарина».
- Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
- Ч. Айтматов «Ранние журавли», «Белый пароход».
- Н. В. Думбадзе «Я вижу солнце».
- В. Г. Короленко «Мгновение».
- К. Г. Паустовский «Лѐнька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар».
- С. С. Смирнов «Гаврош Брестской крепости» .
- Г. Уэллс «Человек-невидимка».
Линия учебников «Литература» под редакцией Б.А.Ланина
Завершённая линия учебников по литературе (5-9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским: центром «Вентана-Граф» систему учебников«Алгоритм успеха». Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.
Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Вторая ступень школьного литературного образования (5-9классы) охватывает три возрастные группы учащихся:
В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.
I этап (5-6 классы) — этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой ХIХ-ХХ вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных«небумажных» носителях.
II этап (7-8 классы) — этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.
III этап (9 класс) — этап целенаправленного формирования представления о традициях русской литературы, о её важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о её философских прозрениях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в том числе в воспоминаниях современников.
Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ. Организуется самостоятельная работа с литературными ресурсами Интернета. В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем) (например, ведущая тема в 5 классе — «Художественный вымысел, событие и сюжет»; в 6 классе — «От истоков литературы — к литературным жанрам в 7 классе — «Литература и действительность»; в 8 классе — «Литература в поисках героя»; в 9 классе -«Личность-история-судьба. Личностный характер художественного творчества».