- «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
- «Житие преподобного Сергия Радонежского».
- «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Метель».
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Женитьба».
- В. Г. Короленко «Парадокс», «Огоньки».
- Л. Н. Толстой «После бала».
- И. С. Тургенев «Ася».
- И. А. Бунин «Сверчок», «Птицы небесные».
- М. Горький «Челкаш». «Песня о Соколе».
- А. Грин «Жизнь Гнора», «Алые паруса», «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес».
- К. Г. Паустовский «Телеграмма».
- А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
- В. М. Шукшин «Чудик», «Микроскоп», «Дядя Ермолай» и др.
- В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
- Б. Васильев «Завтра была война».
- В. Каверин «Два капитана».
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
- Дж. Свифт «Приключения Гулливера».
- В. Скотт «Айвенго».
Для дополнительного чтения:
- А. П. Чехов «Пестрые рассказы» (то, что он подписывал псевдонимом «Чехонте»).
- И. С. Шмелев «Как я стал писателем».
- И. Анненский «Снег».
- Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», «Короткий вечер тихо угасает…».
- К. Бальмонт «Безглагольность», «Меж подводных стеблей…».
- А. Блок. Стихотворения.
- А. Белый «Заброшенный дом».
- М. Волошин «Коктебель».
- А. Ахматова «Вечером», «Вечерние часы перед столом…», «Проводила друга до передней…».
- С. Есенин «Письмо матери».
- А. Куприн «На переломе. (Кадеты)».
- А. Аверченко «О шпаргалке».
- М. Горький «Сказки об Италии».
- А. Толстой «Русалочьи сказки».
- Ю. Тынянов «Пушкин. Кюхля».
- А. Беляев «Голова профессора Доуэля». «Продавцы воздуха».
- А. Грин «Бегущая по волнам».
- Н. Рубцов «В святой обители природы…».
- В. Астафьев «Ангел-хранитель», «Сон о белых горах» (из повествования в рассказах «Царь-раба»)
- Н. Дубов «Горе одному».
- А. Алексин «Безумная Евдокия», «А тем временем где-то».
- Ф. Искандер «Школьный вальс, или Энергия стыда».
- В. Тендряков «Весенние перевертыши».
- Ч. Айтматов «Ранние журавли».
- А. Твардовский «Тёркин на том свете».
- Б. Васильев «А зори здесь тихие».
- В. Богомолов «Иван».
- С. Алексеевич «У войны не женское лицо».
- Э. Асадов. Стихи.
- Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна.
- Гомер «Одиссея».
- Софокл «Царь Эдип».
- Еврипид «Медея».
- Лонг «Дафнис и Хлоя».
- Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (адаптированное издание).
- У. Шекспир «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете».
- Ш. Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле».
- Ф. Шиллер «Коварство и любовь».
- Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
- А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».
- П. Мериме «Маттео Фальконе».
- Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса».
- Герберт Уэллс «Война миров».
- Джек Лондон «Сердца трех».
- О.Генри. Рассказы.
- Джон Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец».
- Рей Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
- Уильям Голдинг «Повелитель мух».
- Клаус Хаггерюп «Маркус и Диана», «Маркус и девочки».
- «Дневник Алисы» (Есть другой вариант перевода – «Синяя трава»)
Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:
- 5 – 7 кл.
- 8 – 9 кл.
- 10 – 11 кл.
Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.
8 – 9 кл.составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой — самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу — от древности до наших дней.
Хронологическое построение курсов 8-9 классов:
- биографические сведения о писателях;
- обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
- выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
- усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
- создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.
При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.
Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, «Дубровский» Пушкина и «Ванина Ванини» Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.
К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.