- А. П. Чехов «Крыжовник», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»; пьеса «Вишнѐвый сад».
- И. А. Бунин «Человек из Сан – Франциско», «Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Чистый понедельник», «Натали», «Солнечный удар»; стихи по выбору, одно выучить наизусть. Цикл рассказов «Тёмные аллеи».
- А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» (по желанию).
- М. Горький «Старуха Изергиль», «Челкаш»; пьеса «На дне».
- А. Блок «Двенадцать». «Незнакомка» (наизусть).
- Н. Гумилёв. Стихотворения.
- А. Ахматова «Реквием». Стихотворения.
- М. Цветаева. Стихотворения.
- С. Есенин «Анна Снегина», «Чёрный человек», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».
- В. Маяковский. Стихотворения до 1917 года.
- Б. Л. Пастернак. Стихотворения.
- И. Анненский, М. Кузмин, О. Мандельштам, Ф. Сологуб, А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, И. Северянин, В. Хлебников, Н. Клюев. Стихотворения.
- А. Т. Твардовский. Стихотворения.
- Н. Рубцов, Р. Гамзатов, И. Бродский. Стихотворения.
- И. Бабель. Рассказы из сб. «Конармия».
- А. Фадеев «Разгром».
- М. Шолохов «Тихий Дон», «Донские рассказы».
- М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (по желанию).
- А. Платонов. Рассказы.
- Ч. Айтматов «Плаха».
- В. Набоков «Машенька», «Приглашение на казнь», «Защита Лужина».
- В. Некрасов «В окопах Сталинграда».
- В. Кондратьев «Сашка».
- В. Астафьев «Пастушка и пастух», «Царь-рыба».
- В. Быков «Сотников».
- А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
- В. Белов «Привычное дело».
- В. Шукшин. Рассказы.
- В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар».
- В. Маканин «Кавказский пленный». Рассказы.
- Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого».
- В. Пелевин «Жизнь насекомых» и др. произведения.
- Б. Шоу «Пигмалион».
- Э. Хемингуэй «Старик и море».
- Дж. Оруэлл «1984».
- Э. М. Ремарк «Три товарища».
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
— рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
— репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
— продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
— поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
— исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.