- Г. Р. Державин «Фелица».
- А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник». «Маленькие трагедии».
- Н. В. Гоголь «Миргород», «Старосветские помещики», «Женитьба», «Выбранные места из переписки с друзьями».
- И. А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов».
- А. Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность – не порок».
- И. С. Тургенев «Отцы и дети».
- Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
- Л. Н. Толстой «Война и мир».
- Ф. М. Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание».
- Н. С. Лесков «Очарованный странник», «Однодум», «Леди Макбет Мценского уезда».
- О. Бальзак «Гобсек».
Для дополнительного чтения:
- Г. Р. Державин «Ключ», «Русские девушки», «Соловей», «Бог».
- В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море», «Эолова арфа».
- К. Н. Батюшков «Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».
- А. С. Пушкин «Пророк», «Поэту», «Брожу ли я средь улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Я вас любил…», другие стихотворения.
- М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Стихотворения.
- А. Н. Островский «Не всё коту масленица», «Доходное место».
- Ф. И. Тютчев. Стихотворения.
- А. А. Фет. Стихотворения.
- Н. А. Некрасов. Стихотворения.
- М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.
- Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина».
- Ф. М. Достоевский «Идиот», «Подросток».
- Н. С. Лесков «Запечатлѐнный ангел», «Тупейный художник».
- У. Шекспир «Отелло».
- Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
- О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
- А. Сент -Экзюпери «Планета людей».
Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).
Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.
Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,
с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.
Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.
Содержание курса реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
— рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
— репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
— продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
— поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;
— исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.