Список литературы по учебнику Г.И.Беленького (Ю.И.Лыссый, Л.Б.Воронин) для 10 класса

  1. Г. Р. Державин «Фелица».
  2. А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Медный всадник». «Маленькие трагедии».
  3. Н. В. Гоголь «Миргород», «Старосветские помещики», «Женитьба», «Выбранные места из переписки с друзьями».
  4. И. А. Гончаров «Обыкновенная история», «Обломов».
  5. А. Н. Островский «Свои люди – сочтемся», «Гроза», «Бесприданница», «Бедность – не порок».
  6. И. С. Тургенев «Отцы и дети».
  7. Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо».
  8. Л. Н. Толстой «Война и мир».
  9. Ф. М. Достоевский «Бедные люди», «Белые ночи», «Преступление и наказание».
  10. Н. С. Лесков «Очарованный странник», «Однодум», «Леди Макбет Мценского уезда».
  11. О. Бальзак «Гобсек».

Для дополнительного чтения:

  1. Г. Р. Державин «Ключ», «Русские девушки», «Соловей», «Бог».
  2. В. А. Жуковский «Певец во стане русских воинов», «Песня», «Море», «Эолова арфа».
  3. К. Н. Батюшков «Радость», «Вакханка», «Мои пенаты», «К другу», «Тень друга», «На развалинах замка в Швеции».
  4. А. С. Пушкин «Пророк», «Поэту», «Брожу ли я средь улиц шумных…», «Отцы пустынники и жены непорочны…», «Я вас любил…», другие стихотворения.
  5. М. Ю. Лермонтов «Маскарад». Стихотворения.
  6. А. Н. Островский «Не всё коту масленица», «Доходное место».
  7. Ф. И. Тютчев. Стихотворения.
  8. А. А. Фет. Стихотворения.
  9. Н. А. Некрасов. Стихотворения.
  10. М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки.
  11. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Анна Каренина».
  12. Ф. М. Достоевский «Идиот», «Подросток».
  13. Н. С. Лесков «Запечатлѐнный ангел», «Тупейный художник».
  14. У. Шекспир «Отелло».
  15. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
  16. О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».
  17. А. Сент -Экзюпери «Планета людей».

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

     Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

   Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

  Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание курса  реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

— рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

— репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

— продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

— поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

— исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.