Список литературы по учебнику Г.И.Беленького (Ю.И.Лыссый, Л.Б.Воронин) для 11 класса

  1. А. П. Чехов «Крыжовник», «Попрыгунья», «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Человек в футляре», «О любви»; пьеса «Вишнѐвый сад».
  2. И. А. Бунин «Человек из Сан – Франциско», «Антоновские яблоки», «Холодная осень», «Чистый понедельник», «Натали», «Солнечный удар»; стихи по выбору, одно выучить наизусть. Цикл рассказов «Тёмные аллеи».
  3. А. И. Куприн «Гранатовый браслет», «Олеся» (по желанию).
  4. М. Горький «Старуха Изергиль», «Челкаш»; пьеса «На дне».
  5. А. Блок «Двенадцать». «Незнакомка» (наизусть).
  6. Н. Гумилёв. Стихотворения.
  7. А. Ахматова «Реквием». Стихотворения.
  8. М. Цветаева. Стихотворения.
  9. С. Есенин «Анна Снегина», «Чёрный человек», «Спит ковыль. Равнина дорогая…».
  10. В. Маяковский. Стихотворения до 1917 года.
  11. Б. Л. Пастернак. Стихотворения.
  12. И. Анненский, М. Кузмин, О. Мандельштам, Ф. Сологуб, А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Волошин, И. Северянин, В. Хлебников, Н. Клюев. Стихотворения.
  13. А. Т. Твардовский. Стихотворения.
  14. Н. Рубцов, Р. Гамзатов, И. Бродский. Стихотворения.
  15. И. Бабель. Рассказы из сб. «Конармия».
  16. А. Фадеев «Разгром».
  17. М. Шолохов «Тихий Дон», «Донские рассказы».
  18. М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Белая гвардия» (по желанию).
  19. А. Платонов. Рассказы.
  20. Ч. Айтматов «Плаха».
  21. В. Набоков «Машенька», «Приглашение на казнь», «Защита Лужина».
  22. В. Некрасов «В окопах Сталинграда».
  23. В. Кондратьев «Сашка».
  24. В. Астафьев «Пастушка и пастух», «Царь-рыба».
  25. В. Быков «Сотников».
  26. А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор».
  27. В. Белов «Привычное дело».
  28. В. Шукшин. Рассказы.
  29. В. Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар».
  30. В. Маканин «Кавказский пленный». Рассказы.
  31. Л. Улицкая «Медея и ее дети», «Казус Кукоцкого».
  32. В. Пелевин «Жизнь насекомых» и др. произведения.
  33. Б. Шоу «Пигмалион».
  34. Э. Хемингуэй «Старик и море».
  35. Дж. Оруэлл «1984».
  36. Э. М. Ремарк «Три товарища».

Программа строится на основе историко-литературного принципа: главные явления отечественной и мировой литературы представлены согласно этапам развития (от литературы первой половины 19 века до литературы второй половины 19 века).

     Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы.

   Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени,

с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

  Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Главным при изучении предмета «Литература» учащимися второго концентра (10-11 класс) является работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании предмета.

Содержание курса  реализуется следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

— рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

— репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

— продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

— поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

— исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.