- Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
- А. С. Пушкин Сказки. «Руслан и Людмила».
- Х. К. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Гадкий утѐнок», «Соловей», «Новое платье короля».
- Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».
- В. Г. Короленко «Слепой музыкант».
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- П. П. Бажов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитова шкатулка».
- Ю. Казаков «Тихое утро».
- С. П. Алексеев «История крепостного мальчика».
- В. Астафьев «Васюткино озеро».
- Ф. Искандер «Мальчик и война».
- О. Уайльд «Мальчик-звезда».
- Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
- Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек».
- А. П. Платонов «Солдат и царица».
- В. П. Катаев «Сын полка».
- М. Твен «Приключения Тома Сойера».
Для дополнительного чтения:
- М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
- В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал».
- Ю. К. Олеша «Три толстяка».
- К. Г. Паустовский «Тѐплый хлеб».
- В. Гауф «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»
- Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
- К. Коллоди «Приключения Пиноккио».
- С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
- А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живѐт на крыше».
- П. Траверс «Мери Поппинс».
- Т. Янссен «Шляпа волшебника».
- Д. Родари «Сказки об Италии».
- В. П. Крапивин «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками».
- А. Дюма «Три мушкетѐра».
- Дж. Р. Киплинг «Маугли».
- Дж. Ф. Купер «Зверобой».
Линия учебников «Литература» под редакцией Б.А.Ланина
Завершённая линия учебников по литературе (5-9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским: центром «Вентана-Граф» систему учебников«Алгоритм успеха». Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.
Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Вторая ступень школьного литературного образования (5-9классы) охватывает три возрастные группы учащихся:
В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.
I этап (5-6 классы) — этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой ХIХ-ХХ вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных«небумажных» носителях.
II этап (7-8 классы) — этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.
III этап (9 класс) — этап целенаправленного формирования представления о традициях русской литературы, о её важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о её философских прозрениях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в том числе в воспоминаниях современников.
Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ. Организуется самостоятельная работа с литературными ресурсами Интернета. В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем) (например, ведущая тема в 5 классе — «Художественный вымысел, событие и сюжет»; в 6 классе — «От истоков литературы — к литературным жанрам в 7 классе — «Литература и действительность»; в 8 классе — «Литература в поисках героя»; в 9 классе -«Личность-история-судьба. Личностный характер художественного творчества».