Список литературы по учебнику Б.А.Ланина для 5 класса

  1. Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции».
  2. А. С. Пушкин Сказки. «Руслан и Людмила».
  3. Х. К. Андерсен «Снежная королева», «Русалочка», «Гадкий утѐнок», «Соловей», «Новое платье короля».
  4. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».
  5. В. Г. Короленко «Слепой музыкант».
  6. Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
  7. П. П. Бажов «Каменный цветок», «Горный мастер», «Синюшкин колодец», «Хрупкая веточка», «Малахитова шкатулка».
  8. Ю. Казаков «Тихое утро».
  9. С. П. Алексеев «История крепостного мальчика».
  10. В. Астафьев «Васюткино озеро».
  11. Ф. Искандер «Мальчик и война».
  12. О. Уайльд «Мальчик-звезда».
  13. Д. Свифт «Путешествия Гулливера».
  14. Л. Андреев «Петька на даче», «Ангелочек».
  15. А. П. Платонов «Солдат и царица».
  16. В. П. Катаев «Сын полка».
  17. М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Для дополнительного чтения:

  1. М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
  2. В. Г. Губарев «Королевство кривых зеркал».
  3. Ю. К. Олеша «Три толстяка».
  4. К. Г. Паустовский «Тѐплый хлеб».
  5. В. Гауф «Рассказ о Калифе-аисте», «Холодное сердце»
  6. Э. Гофман «Щелкунчик и Мышиный король».
  7. К. Коллоди «Приключения Пиноккио».
  8. С. Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями».
  9. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живѐт на крыше».
  10. П. Траверс «Мери Поппинс».
  11. Т. Янссен «Шляпа волшебника».
  12. Д. Родари «Сказки об Италии».
  13. В. П. Крапивин «Сандалик, или Путь к девятому бастиону», «Оранжевый портрет с крапинками».
  14. А. Дюма «Три мушкетѐра».
  15. Дж. Р. Киплинг «Маугли».
  16. Дж. Ф. Купер «Зверобой».

Линия учебников «Литература» под редакцией Б.А.Ланина

Завершённая линия учебников по литературе (5-9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским: центром «Вентана-Граф» систему учебников«Алгоритм успеха». Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9классы) охватывает три возрастные группы учащихся:

В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5-6 классы) — этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой ХIХ-ХХ вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных«небумажных» носителях.

II этап (7-8 классы) — этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.

III этап (9 класс) — этап целенаправленного формирования представления о традициях русской литературы, о её важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о её философских прозрениях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в том числе в воспоминаниях современников.

Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ. Организуется самостоятельная работа с литературными ресурсами Интернета. В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем) (например, ведущая тема в 5 классе — «Художественный вымысел, событие и сюжет»; в 6 классе — «От истоков литературы — к литературным жанрам в 7 классе — «Литература и действительность»; в 8 классе — «Литература в поисках героя»; в 9 классе -«Личность-история-судьба. Личностный характер художественного творчества».