1. Ж. Рони-старший «Борьба за огонь».
2. А. Линевский «Листы каменной книги».
3. Дж. Лондон «Сказание о Кише».
4. Античный миф. Рождение Зевса. Олимп.
5. Гомер «Одиссея» (Одиссей у циклопов).
6. Славянский миф «Рождение мира».
7. Волшебная сказка «Царевна-лягушка».
8. М. Коргуев «Серебряный корабль».
9. Из «Повести временных лет» (Расселение славян»), «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».
10. Эзоп «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица».
11. Жан де Лафонтен «Лисица и виноград».
12. М. В. Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру».
13. И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Волк на псарне», «Свинья под дубом», «Демьянова уха».
14. Д. Дефо «Робинзон Крузо».
15. А. С. Пушкин «Руслан и Людмила», стихи «Зимняя дорога», «Бесы», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
16. Х.-К. Андерсен «Снежная королева».
17. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
18. Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством».
19. И. С. Тургенев «Муму», «Щи», «Русский язык».
20. Н. А. Некрасов «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня», «Крестьянские дети».
21. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник».
22. А. П. Чехов «Пересолил», «Лошадиная фамилия».
23. А. А. Блок «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом».
24. Л. Н. Андреев «Петька на даче».
25. И. А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги», «В деревне».
26. А. И. Куприн «Детский сад».
27. С. А. Есенин «Ты запой мне ту песню, что прежде», «Поёт зима – аукает», «Нивы сжаты, рощи голы».
28. А. П. Платонов «Никита».
29. П. П. Бажов «Каменный цветок».
30. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».
31. В. И. Белов «Весенняя ночь».
32. Ю. Линник «Северный солнцеворот».
33. Е. И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас».
34. Ю. В. Сотник «Гадюка».
35. М. Твен «Приключения Тома Сойера».
36. Р. Д. Бредбери «Всё лето в один день».
Начиная с 5 класса учащиеся изучают вершинные произведения классической литературы и литературы ХХ века, соответствующие их возрасту и уровню читательских интересов. В этом случае постепенно, от класса к классу, будут формироваться первоначальные представления об историко-литературном процессе. Сказанное совершенно не означает постоянное обращение только к одним итем же именам. Вводя с 5 класса произведения определенных исторических периодов и эстетических систем, учитель имеет возможность уже в 7 классе впервые поставить вопрос о литературном направлении (классицизм), в 8 классе дать понятие о романтизме, чтобы в 9 классе в большей степени сосредоточиться на основной эстетической проблеме — развитии реализма.
Школьники 5—6 классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием, которое характеризует «наивный реализм», свойственный этому возрасту. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но еще не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Учитель должен открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное не поверхностно, а глубоко, в меру читательских возможностей пятиклассников и шестиклассников. Вводимые на этом этапе чтения базовые понятия необходимы для умения характеризовать конкретный эпизод, фрагмент или небольшой текст в единстве формы и содержания, причем при характеристике текста или при комментировании произведения одинаково значимы как эстетические, так и нравственные аспекты изучаемого литературного произведения.