- Н. Носов «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома».
- В. Крапивин «В ночь большого прилива» .
- А. Алексин «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле», «В стране вечных каникул», «Самый счастливый день».
- О’Генри «Вождь краснокожих».
- Я. Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
- Д. Даррелл «Говорящий сверток».
- Д. Родари «Сказки по телефону».
- Р. Киплинг «Книга джунглей»: «Кошка, гулявшая сама по себе», «Маугли» и другие сказки.
- Б. Шергин. Сказки.
- Оскар Уайльд «Звездный Мальчик».
- В. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи».
- Джоан Роулинг «Гарри Поттер».
- В. Крапивин «Мальчик со шпагой».
- К. Булычев «Девочка с Земли».
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
- Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо».
- Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
- Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии».
В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.
Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека, изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует. Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
- 5 класс — «Открытие мира»;
- 6 класс — «Открытие человека»;
- 7 класс — «Герои и героическое»;
- 8 класс — «Вечные темы в искусстве».
Так, в 5 классе последовательность изучения литературных произведений отражает специфику открытия мира ребенком. Проблемно- тематический принцип построения Программы в 5 классе вытекает также из принципа преемственности: в про-цессе изучения литературы в средней школе необходимо постепенно усложнять эстетическую деятельность, конкретно определять пути формирования читательских умений ученика, развития его сознания, устной и письменной речи.