- Былины об Илье Муромце.
- А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Песнь о Вещем Олеге».
- М. Ю. Лермонтов «Бородино».
- А. Н. Островский «Снегурочка».
- Н. В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством».
- В. М. Гаршин «Attaliaprinscepsn».
- В. А. Каверин «Легкие шаги».
- Л. Н. Толстой «Детство» (повесть).
- М. Горький «Детство» (повесть).
- А. Г. Алексин «Мой брат играет на кларнете».
- А. С. Грин «Алые паруса».
- В. К. Железников «Чучело» (повесть).
- Л. Буссенар «Капитан Сорвиголова».
- Ч. Диккенс «Оливер Твист».
- Стендаль «Ванина Ванини».
- Конан Дойль «Красным по белому», «Рассказы о Шерлоке Холмсе», «Затерянный мир», «Марокотова бездна».
- Г. Мало «Без семьи».
- Э. По «Золотой жук».
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ».
- В. К. Арсеньев «Дерсу Узала».
- А. Р. Беляев «Мистер Смех».
- К. В. Булычев «Девочка с Земли», «Новые приключения Алисы», «Миллионы приключений», «Новые подвиги Геракла».
- И. Куприн «Изумруд», «Однорукий комендант».
- Ю. Нагибин «Зимний дуб», «Комаров», «Мальчики».
- Л. Пантелеев «Лѐнька Пантелеев».
- Э. Рауд «Нержавеющая сабля».
- А. Линдгрен «Расмус-бродяга».
- Дж. Лондон «Зов предков».
- Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари».
- Р. Брэдбери «Ракета».
Линия учебников «Литература» под редакцией Б.А.Ланина
Завершённая линия учебников по литературе (5-9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским: центром «Вентана-Граф» систему учебников«Алгоритм успеха». Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.
Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.
Вторая ступень школьного литературного образования (5-9классы) охватывает три возрастные группы учащихся:
В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.
I этап (5-6 классы) — этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой ХIХ-ХХ вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных«небумажных» носителях.
II этап (7-8 классы) — этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.
III этап (9 класс) — этап целенаправленного формирования представления о традициях русской литературы, о её важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о её философских прозрениях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в том числе в воспоминаниях современников.
Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ. Организуется самостоятельная работа с литературными ресурсами Интернета. В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем) (например, ведущая тема в 5 классе — «Художественный вымысел, событие и сюжет»; в 6 классе — «От истоков литературы — к литературным жанрам в 7 классе — «Литература и действительность»; в 8 классе — «Литература в поисках героя»; в 9 классе -«Личность-история-судьба. Личностный характер художественного творчества».