
- Н. А. Кун «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима».
- Былины Киевского цикла: «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и змей», «Добрыня и Василий Каземирович», «Бой Добрыни с Дунаем», «Добрыня и Маринка», «Добрыня и Алеша», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Ставр Годинович».
- Русские былины в переложении А. К. Толстого — «Змей Тугарин», «Садко».
- И. С. Тургенев «Муму». Рассказы из «Записок охотника».
- Н. С. Лесков «Левша».
- А. П. Чехов «Налим», «Свадьба».
- М. М. Зощенко. Рассказы.
- В. М. Шукшин «Срезал», «Критики».
- Д. Дефо «Робинзон Крузо».
- Д. Свифт «Приключения Гулливера».
- Ф. Купер «Зверобой» и другие романы.
- Р. Стиль «История Александра Селькирка».
- Ч. Т. Айтматов «Белый пароход». «Первый учитель».
- Д. Пеннак «Собака пес», «Глаз волка».
- Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».
- Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством».
- А. Грин «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
- М. Горький «Макар Чудра».
- Т. Г. Габбе «Город мастеров, или Сказка о двух горбунах».
- К. Гоцци «Король-олень».
- М. Метерлинк «Синяя птица».
- С. А. Могилевская «Повесть о кружевнице Насте и великом русском актере Федоре Волкове», «Театр на Арбатской площади».
- В. Г. Распутин «Уроки французского».
- В. О. Богомолов «Иван».
- Ю. И. Коваль «Недопесок».
- А. Тор «Остров в море».
- А. С. Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Метель», «Барышня-крестьянка»).
- П. Мериме «Таманго», «Взятие редута», «Песни западных славян» (в переводе А. С. Пушкина).
В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.
Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
- 5 класс — «Открытие мира»;
- 6 класс — «Открытие человека»;
- 7 класс — «Герои и героическое»;
- 8 класс — «Вечные темы в искусстве».
В 6 классе внимание школьника обращается на образ человека в литературе. Системообразующими элементами являются понятия авторское отношение, точка зрения, характер персо-нажа и способ изображения. В 6 классе в основе формирования представлений о литературе как искусстве слова находится от-ношение авторов к своим героям и произведениям.