- Былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Садко».
- Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха».
- А.С. Пушкин «Полтава», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». «Повести Белкина».
- Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
- И.С. Тургенев «Записки охотника» — цикл рассказов.
- Н.А. Некрасов «Русские женщины» (поэма).
- А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» и др.
- М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
- Л.Н. Толстой «Детство».
- М. Горький «Детство», рассказы «Старуха Изергиль».
- А. Платонов «Юшка».
- Л.Н. Андреев «Кусака».
- Е.И. Носов «Кукла».
- Ю.П. Казаков «Тихое утро».
- О. Генри «Дары волхвов».
- Р.Д. Бредбери «Каникулы».
Произведения для самостоятельного чтения
- Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки».
- Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».
- В.П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».
- В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
- В.М. Шукшин «Критики», «Микроскоп», «Волки», «Постскриптум».
- Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
- А.Н. Рыбаков «Трилогия о Кроше».
- А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
- Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
- Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».
- Р. Бредбери «Все лето в один день».
- Ж. Верн «Дети капитана Гранта».
Курсы литературы в 5—8 классах строятся
на основе сочетания концентрического, историко-хронологического
и проблемно-тематического принципов.
В каждом из курсов (классов) затронута одна из ведущих проблем
(например, в 5 классе — внимание к книге; в 6 классе — художественное произведение и автор, характеры героев; в 7 классе — особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как
важнейшая проблема литературы; в 8 классе — взаимосвязь литературы и истории (подготовка к восприятию курса на историко-литературной основе), в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе).