Список литературы по учебнику Б.А.Ланина для 7 класса

  1. А. С. Пушкин «Дубровский».
  2. М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
  3. Н. В. Гоголь « Тарас Бульба».
  4. Н. С. Лесков «Человек на часах».
  5. М. Е. Салтыков – Щедрин. Сказки.
  6. Н. А. Некрасов «Сашка».
  7. А. П. Чехов «Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника». «Мальчики».
  8. А. И. Куприн «Чудесный доктор».
  9. Л. Н. Андреев «Баргамот и Гараська».
  10. О. Генри «Дары волхвов».
  11. А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
  12. М. А. Шолохов «Судьба человека».
  13. В. Г. Распутин «Уроки французского».
  14. В. М. Шукшин «Микроскоп», «Чудик».
  15. Ф. Абрамов «Поездка в прошлое».
  16. Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста».
  17. Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада».

Для дополнительного чтения:

  1. А. К. Толстой «Князь Серебряный».
  2. Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой».
  3. Ш. де Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле…».
  4. Ф. Купер «Зверобой», «Следопыт», «Последний из могикан».
  5. М. Рид «Оцеола, вождь семинолов», «Всадник без головы».
  6. В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард».
  7. Г. Р. Хаггарт «Копи царя Соломона». «Дочь Монтесумы».
  8. А. Р. Беляев «Над бездной», «Продавец воздуха», «Ариэль», «Старая крепость».
  9. Р. Брэдбери «Всё лето в один день», «Лёд и пламя».
  10. Дж. Олридж «Последний дюйм».
  11. Э. Колдуэлл «Мальчик из Джорджии».
  12. А. Кристи «Потерянный ключ», «Шутка старых дядюшек».
  13. Ж. Сименон «Трубка Мегрэ».
  14. Э. Сетон-Томпсон «Маленькие дикари», «Ральф в лесах».
  15. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «Таинственный остров».
  16. Дж. Р.Р.Толкиен (Толкин) «Хоббит, или Туда и обратно».
  17. Ю. С. Рытхэу «Когда киты уходят».
  18. О. Генри «Дары волхвов».
  19. Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид».
  20. А. Н. Толстой «Гиперболоид Инженера Гарина».
  21. Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
  22. Ч. Айтматов «Ранние журавли», «Белый пароход».
  23. Н. В. Думбадзе «Я вижу солнце».
  24. В. Г. Короленко «Мгновение».
  25. К. Г. Паустовский «Лѐнька с Малого озера», «Прощание с летом», «Снег», «Старый повар».
  26. С. С. Смирнов «Гаврош Брестской крепости» .
  27. Г. Уэллс «Человек-невидимка».

Линия учебников «Литература» под редакцией Б.А.Ланина

Завершённая линия учебников по литературе (5-9 классы) была создана в лаборатории литературного образования ИСМО РАО под редакцией заведующего лабораторией, доктора филологических наук, профессора Б.А. Ланина и входит в разработанную Издательским: центром «Вентана-Граф» систему учебников«Алгоритм успеха». Учебники соответствуют федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования и включены в федеральный перечень.

Курс для 5-9 классов строится на сочетании концентрического, хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Вторая ступень школьного литературного образования (5-9классы) охватывает три возрастные группы учащихся:

В соответствии с их психофизиологическими особенностями определяются три этапа развития основных видов учебной деятельности.

I этап (5-6 классы) — этап знакомства с литературой как с особого рода творчеством и феноменом духовной культуры, а также этап накопления читательского опыта учащихся. Именно на нём формируется понимание особой природы литературы, её отличий от фольклора, а также других видов письменного творчества. Теоретические сведения и понятия на этом этапе минимизированы: включены лишь те, которые способствуют становлению первичных навыков оценки и анализа литературного произведения. Вместе с тем программа нацелена на образование и воспитание современного читателя, поэтому в содержании курсов наряду с классическими произведениями, литературой ХIХ-ХХ вв. широко представлены современные произведения. В процесс обучения вводятся литературные ресурсы Интернета. Учащиеся узнают о литературе на различных«небумажных» носителях.

II этап (7-8 классы) — этап развития литературного вкуса. На этом этапе происходит расширение системы ключевых теоретико- и историко-литературных понятий, призванных стать основой для складывающихся у школьника эстетических и нравственных ценностей.

III этап (9 класс) — этап целенаправленного формирования представления о традициях русской литературы, о её важнейших произведениях, достижениях и художественных открытиях, о её философских прозрениях. Жизнь писателей представлена в историко-литературном контексте, в том числе в воспоминаниях современников.

Различные подходы к интерпретации литературных произведений даны на примерах наиболее значительных литературно-критических работ. Организуется самостоятельная работа с литературными ресурсами Интернета. В каждом классе затронута одна из ведущих тем (проблем) (например, ведущая тема в 5 классе — «Художественный вымысел, событие и сюжет»; в 6 классе — «От истоков литературы — к литературным жанрам в 7 классе — «Литература и действительность»; в 8 классе — «Литература в поисках героя»; в 9 классе -«Личность-история-судьба. Личностный характер художественного творчества».