1. Былины «Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Садко».
2. Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
3. Д. И. Фонвизин «Недоросль».
4. А. С. Пушкин «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «Песнь о вещем Олеге».
5. Н. В. Гоголь «Шинель», «Тарас Бульба».
6. И. С. Тургенев «Записки охотника» — цикл рассказов.
7. М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга» (сказки).
8. Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы».
9. М. М. Зощенко «Обезьяний язык».
10. А. Т. Аверченко «Открытие Америки».
11. Н. А. Тэффи «Воротник», «Свои и чужие».
12. М. Горький «Детство» (часть из трилогии), «Старуха Изергиль», «Челкаш».
13. М. М. Пришвин «Москва-река».
14. К. Г. Паустовский «Мещерская сторона».
15. В. М. Шукшин «Микроскоп», «Волки», «Постскриптум», «Критики».
16. Р. Л. Стивенсон «Остров сокровищ».
17. А. Конан Дойл «Записки о Шерлоке Холмсе» («Пять зернышек апельсина», «Голубой карбункул», «Последнее дело Холмса»).
18. А. Сент-Экзюпери «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и планета»).
19. Л. Н. Толстой «Детство».
20. В. П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».
21. В. П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
22. Р. И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
23. А. Н. Рыбаков «Трилогия о Кроше».
24. А. И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
25. Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».
26. Р. Бредбери «Все лето в один день», «Каникулы».
27. Ж. Верн «Дети капитана Гранта».
На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), развиваются навыки различных видов пересказа произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, сопоставлять произведения, создавать собственный текст и пр.
В связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.