- Гомер «Илиада» «Одиссея».
- Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
- Н. Некрасов «Мороз, Красный нос».
- М. Горький «Старуха Изергиль», «Детство».
- А. Н. Толстой «Детство Никиты».
- Ф. Искандер «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»).
- А. С. Пушкин «Станционный смотритель» «Дубровский».
- Н. В. Гоголь «Шинель».
- И. С. Тургенев «Бирюк».
- Л. Н. Толстой «Детство».
- У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
- А. Толстой «Князь Серебряный».
- А. Платонов «Юшка».
- В. Быков «Обелиск», «Сотников».
- М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
- Р. Брэдбери «Все лето в один день».
В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.
Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
- 5 класс — «Открытие мира»;
- 6 класс — «Открытие человека»;
- 7 класс — «Герои и героическое»;
- 8 класс — «Вечные темы в искусстве».
Программа 7 класса строится на базовой литературовед-ческой категории «герой», и ее структура отражает различные аспекты изучения этой категории: эпический, лирический, драматический герой (родовой уровень); герой повести, рассказа(жанровый уровень); «негероический» герой, «странный» герой(аксиологический уровень).
Задача по формированию теоретико- литературного понятия«герой» тесно связана с пониманием образа человека в курсе литературы 6 класса, но если в 6 классе изучение образа героя в большей степени опирается на эмоциональное восприятие, тов 7-м доминирует аналитический подход.
Внимание учеников сосредоточивается на основных способах создания характеров эпического и драматического героев, а также на особенностях образа лирического героя. Закреплению представлений учеников об авторской точке зрения способствует систематизация средств выражения авторского отношения к герою и авторской позиции. Ученики получают представление о взаимосвязи типа героя и жанровой формы произведения, готовясь к понятийному освоению системы литературных родов и жанров в 8 классе.
С учетом потребности в формировании идеала у подростка понятие «героическое» в курсе 7 класса осмысляется как этическая и эстетическая категории (возвышенное, исключительное). Герой в этом смысле выступает как носитель общественного и нравственного идеала. Такое понимание героя демонстрируют произведения гомеровского эпоса и древнерусской литературы, которыми открывается курс.