Список литературы по учебнику И.Н.Сухих для 7 класса

  1. Гомер «Илиада» «Одиссея».
  2. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба».
  3. Н. Некрасов «Мороз, Красный нос».
  4. М. Горький «Старуха Изергиль», «Детство».
  5. А. Н. Толстой «Детство Никиты».
  6. Ф. Искандер «Чик и Пушкин» (из книги «Детство Чика»).
  7. А. С. Пушкин «Станционный смотритель» «Дубровский».
  8. Н. В. Гоголь «Шинель».
  9. И. С. Тургенев «Бирюк».
  10. Л. Н. Толстой «Детство».
  11. У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
  12. А. Толстой «Князь Серебряный».
  13. А. Платонов «Юшка».
  14. В. Быков «Обелиск», «Сотников».
  15. М. де Сервантес Сааведра «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».
  16. Р. Брэдбери «Все лето в один день».

В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.

Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:

  • 5 класс — «Открытие мира»;
  • 6 класс — «Открытие человека»;
  • 7 класс — «Герои и героическое»;
  • 8 класс — «Вечные темы в искусстве».

Программа 7 класса строится на базовой литературовед-ческой категории «герой», и ее структура отражает различные аспекты изучения этой категории: эпический, лирический, драматический герой (родовой уровень); герой повести, рассказа(жанровый уровень); «негероический» герой, «странный» герой(аксиологический уровень).

Задача по формированию теоретико- литературного понятия«герой» тесно связана с пониманием образа человека в курсе литературы 6 класса, но если в 6 классе изучение образа героя в большей степени опирается на эмоциональное восприятие, тов 7-м доминирует аналитический подход.

Внимание учеников сосредоточивается на основных способах создания характеров эпического и драматического героев, а также на особенностях образа лирического героя. Закреплению представлений учеников об авторской точке зрения способствует систематизация средств выражения авторского отношения к герою и авторской позиции. Ученики получают представление о взаимосвязи типа героя и жанровой формы произведения, готовясь к понятийному освоению системы литературных родов и жанров в 8 классе.

С учетом потребности в формировании идеала у подростка понятие «героическое» в курсе 7 класса осмысляется как этическая и эстетическая категории (возвышенное, исключительное). Герой в этом смысле выступает как носитель общественного и нравственного идеала. Такое понимание героя демонстрируют произведения гомеровского эпоса и древнерусской литературы, которыми открывается курс.