Список литературы по учебнику Г.И.Беленького для 8 класса

  1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
  2. «Житие преподобного Сергия Радонежского».
  3. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное».
  4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Метель».
  5. М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
  6. Н. В. Гоголь «Ревизор», «Женитьба».
  7. В. Г. Короленко «Парадокс», «Огоньки».
  8. Л. Н. Толстой «После бала».
  9. И. С. Тургенев «Ася».
  10. И. А. Бунин «Сверчок», «Птицы небесные».
  11. М. Горький «Челкаш». «Песня о Соколе».
  12. А. Грин «Жизнь Гнора», «Алые паруса», «Охотник и петушок» из повести «Таинственный лес».
  13. К. Г. Паустовский «Телеграмма».
  14. А. Т. Твардовский «Василий Теркин».
  15. В. М. Шукшин «Чудик», «Микроскоп», «Дядя Ермолай» и др.
  16. В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
  17. Б. Васильев «Завтра была война».
  18. В. Каверин «Два капитана».
  19. У. Шекспир «Ромео и Джульетта».
  20. Дж. Свифт «Приключения Гулливера».
  21. В. Скотт «Айвенго».

Для дополнительного чтения:

  1. А. П. Чехов «Пестрые рассказы» (то, что он подписывал псевдонимом «Чехонте»).
  2. И. С. Шмелев «Как я стал писателем».
  3. И. Анненский «Снег».
  4. Д. Мережковский «Родное», «Не надо звуков», «Короткий вечер тихо угасает…».
  5. К. Бальмонт «Безглагольность», «Меж подводных стеблей…».
  6. А. Блок. Стихотворения.
  7. А. Белый «Заброшенный дом».
  8. М. Волошин «Коктебель».
  9. А. Ахматова «Вечером», «Вечерние часы перед столом…», «Проводила друга до передней…».
  10. С. Есенин «Письмо матери».
  11. А. Куприн «На переломе. (Кадеты)».
  12. А. Аверченко «О шпаргалке».
  13. М. Горький «Сказки об Италии».
  14. А. Толстой «Русалочьи сказки».
  15. Ю. Тынянов «Пушкин. Кюхля».
  16. А. Беляев «Голова профессора Доуэля». «Продавцы воздуха».
  17. А. Грин «Бегущая по волнам».
  18. Н. Рубцов «В святой обители природы…».
  19. В. Астафьев «Ангел-хранитель», «Сон о белых горах» (из повествования в рассказах «Царь-раба»)
  20. Н. Дубов «Горе одному».
  21. А. Алексин «Безумная Евдокия», «А тем временем где-то».
  22. Ф. Искандер «Школьный вальс, или Энергия стыда».
  23. В. Тендряков «Весенние перевертыши».
  24. Ч. Айтматов «Ранние журавли».
  25. А. Твардовский «Тёркин на том свете».
  26. Б. Васильев «А зори здесь тихие».
  27. В. Богомолов «Иван».
  28. С. Алексеевич «У войны не женское лицо».
  29. Э. Асадов. Стихи.
  30. Евангелие от Матфея, Евангелие от Иоанна.
  31. Гомер «Одиссея».
  32. Софокл «Царь Эдип».
  33. Еврипид «Медея».
  34. Лонг «Дафнис и Хлоя».
  35. Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» (адаптированное издание).
  36. У. Шекспир «Укрощение строптивой», «Двенадцатая ночь, или Как пожелаете».
  37. Ш. Костер «Легенда о Тиле Уленшпигеле».
  38. Ф. Шиллер «Коварство и любовь».
  39. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома».
  40. А. Дюма «Граф Монте-Кристо», «Королева Марго».
  41. П. Мериме «Маттео Фальконе».
  42. Артур Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса».
  43. Герберт Уэллс «Война миров».
  44. Джек Лондон «Сердца трех».
  45. О.Генри. Рассказы.
  46. Джон Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец».
  47. Рей Брэдбери «451 градус по Фаренгейту».
  48. Уильям Голдинг «Повелитель мух».
  49. Клаус Хаггерюп «Маркус и Диана», «Маркус и девочки».
  50. «Дневник Алисы» (Есть другой вариант перевода – «Синяя трава»)

Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:

  • 5 – 7 кл.
  • 8 – 9 кл.
  • 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

8 – 9 кл.составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой — самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу — от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

  • биографические сведения о писателях;
  • обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
  • выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
  • усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
  • создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, «Дубровский» Пушкина и «Ванина Ванини» Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.