Список литературы по учебнику Г.С.Меркина для 8 класса

1. Исторические песни: «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска…»).
2. Из древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли», «Житие Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского».
3. У. Шекспир. Сонеты. «Ромео и Джульетта».
4. М. Сервантес «Дон Кихот».
5. М. В. Ломоносов «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Случились вместе два Астронома в пиру…». «Я знак бессмертия себе воздвигнул…».
6. Д. И. Фонвизин «Недоросль».
7. Г. Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник», «Вельможа».
8. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
9. Э.-Т.-А. Гофман «Щелкунчик».
10. Дж.-Г. Байрон «Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с
французского», «С французского».
11. В. А. Жуковский «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».
12. К. Н. Батюшков «Судьба Одиссея», «Мой гений».
13. Е. А. Баратынский «Чудный град порой сольётся…».
14. А. А. Дельвиг «Русская песня» («Соловей мой, соловей…»).
15. Н. М. Языков «Пловец».
16. А. С. Пушкин «И.И.Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине», «Пиковая дама» «Маленькие трагедии», «Капитанская дочка».
17. М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
18. Н. В. Гоголь «Ревизор».
19. И. С. Тургенев «Ася».
20. Н. А. Некрасов «Внимая ужасам войны…», «Тройка».
21. А. А. Фет «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Целый мир от красоты…».
22. А. Н. Островский «Снегурочка».
23. Л. Н. Толстой «Отрочество» (главы из повести), «После бала».
24. М. Горький «Песня о Соколе», «Макар Чудра».
25. С. А. Есенин. Лирика.
26. В. В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с поэтом Владимиром Маяковским летом на даче».
27. Н. А. Тэффи «Свои и чужие».
28. М. А. Зощенко «Счастливый случай», «Аристократка».
29. Б. Л. Пастернак «Мне кажется, я подберу слова».
30. Н. А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе…», «Некрасивая девочка», «Старая актриса».
31. А. Грин «Алые паруса».
32. В. П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».
33. А. Т. Твардовский «За далью — даль».

На новой ступени происходит восприятие и осмысление текстов художественных произведений учащимися 7 и 8 классов общеобразовательной школы. К этому возрасту многое меняется в подростках, особенно если идет речь об умениях и навыках. Например, к 7 классу школьники в большей степени, чем в предыдущих классах, стремятся к чтению; к этому времени у большинства учащихся отмечается хорошая техника чтения (беглость, выразительность и осмысленность читаемого текста), развиваются навыки различных видов пересказа произведения, улучшается умение анализировать и комментировать прочитанное, видеть специфику текста, сопоставлять произведения, создавать собственный текст и пр.

В связи с этим в 7—8 классах на основе углубления и расширения представлений о понятиях, с помощью которых характеризуется отдельное произведение или его фрагмент, изучение литературы строится с учетом родовой и жанровой специфики литературного источника.