- Д. И. Фонвизин «Недоросль».
- Ж. Б. Мольер «Тартюф».
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама».
- М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
- Н. В. Гоголь «Ревизор», «Портрет».
- Н. А. Некрасов «Русские женщины».
- И. С. Тургенев «Ася».
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные».
- Л. Н. Толстой «После бала».
- М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Кабала святош» (Мольер)».
- Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
- Э. По «Падение дома Ашеров».
- О’Генри. Новеллы.
В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.
Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
- 5 класс — «Открытие мира»;
- 6 класс — «Открытие человека»;
- 7 класс — «Герои и героическое»;
- 8 класс — «Вечные темы в искусстве».
В программе 8 класса учтены психологические особенности школьников этого возраста, изменения в их читательском и лич-ном опыте, обострение отношений с окружающим миром. Показать подросткам «вечность» переживаемых ими проблем может художественная литература. Курс выстраивается как движение ученика от одной «вечной темы» к другой, как тематическое и нравственное сопряжение произведений, созданных в разные исторические периоды в разных странах. Таким образом, возни-кает мотивация, с одной стороны, для определения нравственной позиции ученика, а с другой — для осознания им принципиальной возможности разных точек зрения на проблему. Активная позиция формируется и в интерпретационной деятельности восьми-классников. Они учатся не только выявлять особенности разных интерпретаций литературных произведений, но и воспринимать произведение в историко- литературном контексте.
В 8 классе завершается формирование жанровых представлений и умений школьников, которые будут им необходимы для изучения литературы в историческом аспекте. Центральными литературоведческими категориями становятся род и жанр ли-тературы, а подбор произведений позволяет учащимся осознать специфику каждого жанра и его художественные возможности.
Столкновение в сознании учеников разных точек зрения на одну и ту же проблему, разных способов изображения мира и человека в разных литературных родах готовит подростков к освоению теоретических понятий «литературное направление»и «литературный метод» в 9 классе.