Список литературы по учебнику И.Н.Сухих (Т.В.Рыжковой, И.Н.Гуйс) для 8 класса

  1. Д. И. Фонвизин «Недоросль».
  2. Ж. Б. Мольер «Тартюф».
  3. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
  4. А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Пиковая дама».
  5. М. Ю. Лермонтов «Мцыри».
  6. Н. В. Гоголь «Ревизор», «Портрет».
  7. Н. А. Некрасов «Русские женщины».
  8. И. С. Тургенев «Ася».
  9. Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные».
  10. Л. Н. Толстой «После бала».
  11. М. А. Булгаков «Собачье сердце», «Кабала святош» (Мольер)».
  12. Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи».
  13. Э. По «Падение дома Ашеров».
  14. О’Генри. Новеллы.

В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.

Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:

  • 5 класс — «Открытие мира»;
  • 6 класс — «Открытие человека»;
  • 7 класс — «Герои и героическое»;
  • 8 класс — «Вечные темы в искусстве».

В программе 8 класса учтены психологические особенности школьников этого возраста, изменения в их читательском и лич-ном опыте, обострение отношений с окружающим миром. Показать подросткам «вечность» переживаемых ими проблем может художественная литература. Курс выстраивается как движение ученика от одной «вечной темы» к другой, как тематическое и нравственное сопряжение произведений, созданных в разные исторические периоды в разных странах. Таким образом, возни-кает мотивация, с одной стороны, для определения нравственной позиции ученика, а с другой — для осознания им принципиальной возможности разных точек зрения на проблему. Активная позиция формируется и в интерпретационной деятельности восьми-классников. Они учатся не только выявлять особенности разных интерпретаций литературных произведений, но и воспринимать произведение в историко- литературном контексте.

В 8 классе завершается формирование жанровых представлений и умений школьников, которые будут им необходимы для изучения литературы в историческом аспекте. Центральными литературоведческими категориями становятся род и жанр ли-тературы, а подбор произведений позволяет учащимся осознать специфику каждого жанра и его художественные возможности.

Столкновение в сознании учеников разных точек зрения на одну и ту же проблему, разных способов изображения мира и человека в разных литературных родах готовит подростков к освоению теоретических понятий «литературное направление»и «литературный метод» в 9 классе.