Список литературы по учебнику Г.И.Беленького для 9 класса

Список литературы по учебнику Г.И.Беленького для 9 класса
  1. «Слово о полку Игореве».
  2. Д. И. Фонвизин «Недоросль».
  3. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  4. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
  5. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
  6. А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
  7. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  8. Н. В. Гоголь «Мертвые души».
  9. A. H. Островский «Свои люди – сочтемся».
  10. Л. Н. Толстой «Юность».
  11. Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди».
  12. М. А. Булгаков «Собачье сердце».
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека».
  14. У. Шекспир «Гамлет».
  15. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».

Для дополнительного чтения:

  1. «Повесть временных лет».
  2. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
  3. «Хождение Богородицы по мукам».
  4. «Сказание о Вавилонском царстве».
  5. Житие протопопа Аввакума.
  6. М. В. Ломоносов. Оды, стихотворения.
  7. Д. И. Фонвизин «Бригадир».
  8. А. Н. Радищев «Вольность».
  9. Г. Р. Державин. Оды, стихотворения.
  10. Н. М. Карамзин «История государства Российского».
  11. К. Н. Батюшков. Стихотворения.
  12. К. Ф. Рылеев. Стихотворения.
  13. Е. А. Баратынский. Стихотворения.
  14. В. Ф. Одоевский «Русские ночи», «Последний квартет Бетховена».
  15. А. И. Герцен «Сорока-воровка». «Доктор Крупов».
  16. А. С. Пушкин «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». Лирика.
  17. М. Ю. Лермонтов «Демон». «Маскарад». Лирика.
  18. В. Г. Белинский. Статьи о Пушкине, Лермонтове.
  19. Н. В. Гоголь «Миргород», «Женитьба».
  20. Н. А. Некрасов. Стихотворения.
  21. Ф. И. Тютчев. Стихотворения.
  22. А. А. Фет. Стихотворения.
  23. А. Н. Майков. Стихотворения.
  24. Я. П. Полонский. Стихотворения.
  25. A. H. Островский «Не все коту масленица», «Снегурочка».
  26. И. С. Тургенев. Стихотворения.
  27. Л. Н. Толстой «Отрочество».
  28. И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. «Жизнь Арсеньева».
  29. А. М. Горький «Мои университеты».
  30. А. А. Блок. Стихотворения.
  31. С. А. Есенин. Стихотворения.
  32. В. В. Маяковский. Стихотворения.
  33. М. И. Цветаева. Стихотворения.
  34. А. А. Ахматова. Стихотворения.
  35. А. Т. Аверченко. Рассказы.
  36. Тэффи. Рассказы.
  37. М. М. Зощенко. Рассказы.
  38. И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев».
  39. Н. А. Заболоцкий. Стихотворения.
  40. Н. М. Рубцов. Стихотворения.
  41. Е. А. Евтушенко. Стихотворения.
  42. А. А. Вознесенский. Стихотворения.
  43. Б. А. Слуцкий. Стихотворения.
  44. И. А. Бродский. Стихотворения.
  45. М. А. Булгаков «Дни Турбиных». «Кабала святош». Рассказы.
  46. К. Г. Паустовский. Рассказы.
  47. Ю. В. Трифонов. Рассказы.
  48. В. П. Астафьев. Рассказы.
  49. В. В. Быков «Обелиск». «Сотников».
  50. В. С. Розов «Вечно живые», «В добрый час!», «В поисках радости», «Кабанчик».
  51. Гомер «Илиада».
  52. Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея».
  53. Софокл «Антигона», «Царь Эдип».
  54. Сенека «Нравственные письма к Луциллию».
  55. Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел».
  56. Э. Роттердамский «Похвала глупости».
  57. Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей (Детская Библия).
  58. Руставели Ш. «Витязь в тигровой шкуре».
  59. Данте Алигьери «Божественная комедия».
  60. У. Шекспир «Король Лир», «Много шуму из ничего».
  61. Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».
  62. О. Бальзак «Шагреневая кожа».
  63. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные».
  64. Г. Флобер «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари».
  65. Р. Олдингтон «Портрет бунтаря».
  66. Ж. Ануй «Медея», «Антигона».
  67. Э. Радзинский «Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом».
  68. Г. Сенкевич «Камо грядеши».
  69. М. Дрюон. Серия «Проклятые короли».
  70. Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».

Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:

  • 5 – 7 кл.
  • 8 – 9 кл.
  • 10 – 11 кл.

Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.

8 – 9 кл.составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой — самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу — от древности до наших дней.

Хронологическое построение курсов 8-9 классов:

  • биографические сведения о писателях;
  • обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
  • выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
  • усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
  • создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.

При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.

Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, «Дубровский» Пушкина и «Ванина Ванини» Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.

К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.