
- «Слово о полку Игореве».
- Д. И. Фонвизин «Недоросль».
- А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
- А. С. Грибоедов «Горе от ума».
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин».
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
- Н. В. Гоголь «Мертвые души».
- A. H. Островский «Свои люди – сочтемся».
- Л. Н. Толстой «Юность».
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди».
- М. А. Булгаков «Собачье сердце».
- М. А. Шолохов «Судьба человека».
- У. Шекспир «Гамлет».
- Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Для дополнительного чтения:
- «Повесть временных лет».
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских».
- «Хождение Богородицы по мукам».
- «Сказание о Вавилонском царстве».
- Житие протопопа Аввакума.
- М. В. Ломоносов. Оды, стихотворения.
- Д. И. Фонвизин «Бригадир».
- А. Н. Радищев «Вольность».
- Г. Р. Державин. Оды, стихотворения.
- Н. М. Карамзин «История государства Российского».
- К. Н. Батюшков. Стихотворения.
- К. Ф. Рылеев. Стихотворения.
- Е. А. Баратынский. Стихотворения.
- В. Ф. Одоевский «Русские ночи», «Последний квартет Бетховена».
- А. И. Герцен «Сорока-воровка». «Доктор Крупов».
- А. С. Пушкин «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии». Лирика.
- М. Ю. Лермонтов «Демон». «Маскарад». Лирика.
- В. Г. Белинский. Статьи о Пушкине, Лермонтове.
- Н. В. Гоголь «Миргород», «Женитьба».
- Н. А. Некрасов. Стихотворения.
- Ф. И. Тютчев. Стихотворения.
- А. А. Фет. Стихотворения.
- А. Н. Майков. Стихотворения.
- Я. П. Полонский. Стихотворения.
- A. H. Островский «Не все коту масленица», «Снегурочка».
- И. С. Тургенев. Стихотворения.
- Л. Н. Толстой «Отрочество».
- И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. «Жизнь Арсеньева».
- А. М. Горький «Мои университеты».
- А. А. Блок. Стихотворения.
- С. А. Есенин. Стихотворения.
- В. В. Маяковский. Стихотворения.
- М. И. Цветаева. Стихотворения.
- А. А. Ахматова. Стихотворения.
- А. Т. Аверченко. Рассказы.
- Тэффи. Рассказы.
- М. М. Зощенко. Рассказы.
- И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев».
- Н. А. Заболоцкий. Стихотворения.
- Н. М. Рубцов. Стихотворения.
- Е. А. Евтушенко. Стихотворения.
- А. А. Вознесенский. Стихотворения.
- Б. А. Слуцкий. Стихотворения.
- И. А. Бродский. Стихотворения.
- М. А. Булгаков «Дни Турбиных». «Кабала святош». Рассказы.
- К. Г. Паустовский. Рассказы.
- Ю. В. Трифонов. Рассказы.
- В. П. Астафьев. Рассказы.
- В. В. Быков «Обелиск». «Сотников».
- В. С. Розов «Вечно живые», «В добрый час!», «В поисках радости», «Кабанчик».
- Гомер «Илиада».
- Эсхил «Прометей прикованный», «Орестея».
- Софокл «Антигона», «Царь Эдип».
- Сенека «Нравственные письма к Луциллию».
- Апулей «Метаморфозы, или Золотой осел».
- Э. Роттердамский «Похвала глупости».
- Библия. Ветхий и Новый Завет в пересказе для детей (Детская Библия).
- Руставели Ш. «Витязь в тигровой шкуре».
- Данте Алигьери «Божественная комедия».
- У. Шекспир «Король Лир», «Много шуму из ничего».
- Дж. Г. Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда», «Корсар».
- О. Бальзак «Шагреневая кожа».
- В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные».
- Г. Флобер «Воспитание чувств», «Госпожа Бовари».
- Р. Олдингтон «Портрет бунтаря».
- Ж. Ануй «Медея», «Антигона».
- Э. Радзинский «Театр времен Нерона и Сенеки», «Беседы с Сократом».
- Г. Сенкевич «Камо грядеши».
- М. Дрюон. Серия «Проклятые короли».
- Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
Авторы программы выделяют в курсе литературы три звена в соответствии с возрастными возможностями учащихся:
- 5 – 7 кл.
- 8 – 9 кл.
- 10 – 11 кл.
Это позволяет к концу основной школы на доступном материале выработать у учащихся целостный взгляд на развитие отечественной литературы, чему способствует программа 8-9 кл., построенная как своеобразное завершение курса предшествующих классов и пролог к изучению литературы на историко-хронологической основе в старшем звене.
8 – 9 кл.составляют завершающее звено средней ступени образования, единое по своим целям и задачам: обогащая школьников новым жизненным и эстетическим опытом, они как бы подводят итоги тому, что учащиеся узнали и над чем задумывались в предшествующие годы, и вместе с тем готовят их к будущим встречам с литературой — самостоятельным или в рамках старшей школы. Программа 8-9 кл. строится по концентрически-хронологическому принципу — от древности до наших дней.
Хронологическое построение курсов 8-9 классов:
- биографические сведения о писателях;
- обобщение (в 9 кл.) того, что известно об их творчестве по предыдущим годам обучения;
- выяснение в ряде случаев общественного и литературного значения изучаемых произведений;
- усложнение разборов и обсуждаемых нравственно-этических проблем;
- создание предпосылок к изучению курса на историко-хронологической основе в старших классах.
При изучении теории литературы особое внимание уделяется вопросам образности художественной литературы, строения художественного произведения (8 кл.) и личностном характере художественного творчества, в частности способам выражения авторского сознания.
Произведения зарубежной литературы предлагается изучать параллельно с родной, устанавливая временные и проблемно-тематические связи. (Это касается и концентра 5-7 кл., и концентра 8-9 кл.) Например, «Дубровский» Пушкина и «Ванина Ванини» Стендаля близки по романтическому пафосу, по сопоставимым ситуациям.
К основным темам и разделам программы даются краткие аннотации. Их назначение — общая ориентация учителя в материале, позволяющая планировать его изучение и намечать объем предстоящей работы; в аннотации же включены теоретико-литературные понятия.