Список литературы по учебнику Г.С.Меркина (С.А.Зинина, В.И.Сахарова, В.А.Чалмаева) для 9 класса

  1. Гораций «Я воздвиг памятник…».
  2. Данте «Божественная комедия».
  3. У. Шекспир «Гамлет».
  4. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
  5. И. В. Гёте «Фауст».
  6. «Слово о полку Игореве».
  7. Г. Р. Державин «Властителям и судиям», «Памятник», «Река времён в своём стремленье…», «Признание».
  8. А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  9. А. Грибоедов «Горе от ума».
  10. А. Пушкин «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «Арион», «Стансы», «Поэт», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Певец»; «Цыганы», «Кавказский пленник», «Евгений Онегин», «Моцарт и Сальери» и др. «Маленькие трагедии», «Борис Годунов».
  11. М. Лермонтов «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно…», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи -значенье….» (1824), «Предсказание», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Дума», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Отчего», «Выхожу один я на дорогу…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива…»; «Герой нашего времени».
  12. Н. Гоголь «Мёртвые души», «Петербургские повести».
  13. Ф. Достоевский «Белые ночи», «Бедные люди».
  14. И. Тургенев «Первая любовь».
  15. А. Островский «Бедность не порок», «Свои люди — сочтёмся».
  16. Л. Толстой «Отрочество», «Юность».
  17. А. Чехов «Тоска», «Смерть чиновника», «Душечка», «Дама с собачкой» и др. рассказы и водевили.
  18. И. Бунин «Тёмные аллеи» и др. рассказы, «Жизнь Арсеньева».
  19. М. Горький «Челкаш», «26 и одна», «Супруги Орловы».
  20. М. Булгаков «Собачье сердце».
  21. М. Шолохов «Донские рассказы», «Судьба человека».
  22. А. Солженицын «Матрёнин двор», «Как жаль».
  23. А. Твардовский «Василий Тёркин».
  24. Ч. Айтматов «Белый пароход» («После сказки»).
  25. В. Белов «Привычное дело».
  26. В. Быков «Сотников».
  27. В. Распутин «Женский разговор», «Пожар».
  28. В. Шукшин «Чудик», «Срезал», «Волки», «Постскриптум», «Микроскоп», «Миль пардон, мадам!», «Охота жить».
  29. В. Тендряков «Пара гнедых».
  30. Ф. Абрамов «Алька», «Пелагея».
  31. Ю. Трифонов «Обмен».
  32. Е. Носов «Красное вино победы».
  33. В. Астафьев «Царь-рыба».
  34. В. Пелевин «ОМОН РА».
  35. Т. Толстая «Соня».
  36. Л. Петрушевская «Маленькая Грозная».
  37. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу».
  38. Стихи А. Вознесенского, Б. Слуцкого, Е. Евтушенко, Н. Рубцова, И Бродского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, О. Седаковой.
  39. Лирика Е. Баратынского, К. Батюшкова, А. Фета, В. Жуковского, Ф. Тютчева, А. Толстого, К. Рылеева, Н. Некрасова, А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, С. Есенина.

9 класс подытоживает знания, умения и навыки и позволяет творчески осмысливать художественное произведение, более полно определять особенности творчества писателя. В то же время в 9 классе делается упор на усвоение материала курса в историко-литературном аспекте. Школьники к этому времени учатся не только осмыслять отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее существенные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литературном контексте. В связи с этим наряду с понятиями и категориями, характеризующими конкретные эстетические явления, вводятся системные понятия и категории: литературный процесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и пр. Таким образом, курс 9 класса рассматривается как «переходный» по отношению к старшей школе, а сам материал организован с учетом возможной предпрофильной подготовки учащихся гуманитарных классов.

Отбор произведений, художественно совершенных с нравственно-эстетической точки зрения и учитывающих духовный рост личности, предполагает тематические, жанровые и иные переклички, позволяющие сопоставлять, сравнивать изучаемые произведения на протяжении всего курса обучения, от 5 до 9 класса включительно (в программный курс 5—9 классов введена специальная рубрика «Возвращаясь к теме», которой в 10—11 классах соответствует рубрика «Внутри предметные связи»). Материал каждого учебника (художественные тексты, пояснительные статьи, вопросы и задания и пр.) объединен также внутренними сквозными идеями. Одной из них является мысль о диалогическом характере отношений на самых различных уровнях: диалог учащегося с товарищами по классу, с учителем. Однако основной диалог школьник призван вести в смоделированном учителем художественном пространстве: читатель — книга — писатель.