Список литературы по учебнику И.Н.Сухих для 9 класса

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
  3. Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
  4. А. С. Грибоедов «Горе от ума».
  5. А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери»
  6. М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
  7. Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести».
  8. А. Н. Островский «Бедность не порок».
  9. Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
  10. А. П. Чехов «Тоска», «Смерть чиновника», «Студент».
  11. И. А. Бунин «Темные аллеи».
  12. М. А. Булгаков «Собачье сердце».
  13. М. А. Шолохов «Судьба человека».
  14. А. И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Для пользы дела».
  15. Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия».
  16. У. Шекспир «Гамлет, принц Датский».
  17. И. В. Гете «Фауст».
  18. Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой».

Для дополнительного чтения:


1. В. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина», «Герой нашего времени», Сочинение М.Лермонтова».
2. Юрий Манн «В поисках живой души» (поэма «Мертвые души»).
3. Наталья Долинина «Прочитаем Онегина вместе», «Печорин и наше время», «Каждый читает по-своему», «Предисловие к Достоевскому».

В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.

Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.

Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:

  • 5 класс — «Открытие мира»;
  • 6 класс — «Открытие человека»;
  • 7 класс — «Герои и героическое»;
  • 8 класс — «Вечные темы в искусстве».

9 класс является переходным звеном между основной и стар-шей (полной) школой. На этом этапе литературного образования завершается формирование системы читательских умений и литературоведческих понятий. Центральными категориями в 9 классе становятся литературно- художественный методи литературное направление.

Увеличение доли самостоятельной работы учеников в 8—9 классах связано и с включением в Программу литературно- кри-тических работ как вида интерпретации литературного произведения. В аналитической деятельности учащихся, направленной на постижение критической мысли, чужой оценки эстетического явления, формируются умения выделять главное, видеть при-чинно- следственные связи, сопоставлять факты с аргументами и выводами автора.