- «Слово о полку Игореве».
- А. Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву».
- Н. М. Карамзин «Бедная Лиза».
- А. С. Грибоедов «Горе от ума».
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Моцарт и Сальери»
- М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
- Н. В. Гоголь «Мертвые души», «Петербургские повести».
- А. Н. Островский «Бедность не порок».
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи».
- А. П. Чехов «Тоска», «Смерть чиновника», «Студент».
- И. А. Бунин «Темные аллеи».
- М. А. Булгаков «Собачье сердце».
- М. А. Шолохов «Судьба человека».
- А. И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича», «Для пользы дела».
- Данте Алигьери «Новая жизнь», «Божественная комедия».
- У. Шекспир «Гамлет, принц Датский».
- И. В. Гете «Фауст».
- Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой».
Для дополнительного чтения:
1. В. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина», «Герой нашего времени», Сочинение М.Лермонтова».
2. Юрий Манн «В поисках живой души» (поэма «Мертвые души»).
3. Наталья Долинина «Прочитаем Онегина вместе», «Печорин и наше время», «Каждый читает по-своему», «Предисловие к Достоевскому».
В круг чтения в 5—9 классах включены произведения, рас-ширяющие жизненный и читательский кругозор учеников. Авторами Программы учитывается мера сложности текста при отборе и при определении последовательности изучения литературных произведений.
Курс литературы в 5—8 классах строится на основе сочетания проблемно- тематического и историко- хронологического принципов.
Логика построения курса «Литература. 5—9 классы» — от образов мира в фольклоре и литературе — к образу человека,изображенному с разных точек зрения, к представлениям о литературном герое, способах создания его характера и, наконец,к целостному образу человека, неотделимому от окружающего его мира, времени, в котором он существует.Следование данной логике предполагает систематизацию изучаемых в 5—8 классах произведений на основе проблемно-тематического принципа:
- 5 класс — «Открытие мира»;
- 6 класс — «Открытие человека»;
- 7 класс — «Герои и героическое»;
- 8 класс — «Вечные темы в искусстве».
9 класс является переходным звеном между основной и стар-шей (полной) школой. На этом этапе литературного образования завершается формирование системы читательских умений и литературоведческих понятий. Центральными категориями в 9 классе становятся литературно- художественный методи литературное направление.
Увеличение доли самостоятельной работы учеников в 8—9 классах связано и с включением в Программу литературно- кри-тических работ как вида интерпретации литературного произведения. В аналитической деятельности учащихся, направленной на постижение критической мысли, чужой оценки эстетического явления, формируются умения выделять главное, видеть при-чинно- следственные связи, сопоставлять факты с аргументами и выводами автора.