Вы, наверное, думаете, что сейчас я призову вас просто почаще приставать к ребенку с угрюмым нытьем: «почитай-почитай»? Ничуть не бывало! То есть, конечно, и тупое приставание такого толка постепенно может сделать свое дело, однако с другими формами отлучения от чтения оно не идет ни в какое сравнение.
Возьмем, к примеру, так называемый метод пословиц и поговорок. Ну, вы знаете: «Книга — источник знаний!», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Книга — друг человека» (на последнее, кстати, когда-то один мальчик, запутавшийся во взрослых мудростях, удивленно возразил: «А разве не собака — друг человека?»). Ничто так не дискредитирует любой предмет, как бессодержательные лозунги, смысл которых ускользает раз за разом, поэтому именно их, безусловно, стоит повторять почаще, причем на полном серьёзе.
К этому методу примыкает его подвид, основанный на безумной идее, что читающий мало человек не может прожить достойную жизнь. Да и еще проще: без книги не прожить. Ни-за-что! Больше, больше клише на тему чтения: разочарование в этих т.н. истинах со временем сослужит неоценимую службу. Необходимо довести ребенка до исступления разговорами о пользе чтения и о связи ума и количества прочитанных страниц. (Ср.: не будешь читать — не сможешь рассуждать как умный человек, тебя не будут уважать, ты не сможешь сам принимать верные решения и т.п). Важно прочно связать будущее человека, его счастье с привычкой читать. Это ничего, что мы часто не видим корреляции между начитанностью и человеческим счастьем (а иногда видим как раз обратное относительно желаемого), отбросим сомнения! Напоминаю: наша задача — не исследование феномена чтения, а вызывание отвращения к этому занятию.
Следующий важнейший шаг — сделать из чтения невыносимо тяжкий труд. Ребенок ни в коем случае не должен заподозрить, что чтение, пусть даже отдаленно, может напоминать удовольствие. Для того, чтобы ступить на этот путь достаточно поначалу просто произносить что-то типа: «Займись чем-нибудь наконец: иди почитай!» Этого обычно достаточно для того, чтобы чтение начало ассоциироваться с самыми неприятными занятиями (подставьте нужное в противопоставлении: отдых — приятно, заняться чтением — ….).
Дальше — больше. Необходимо ввести чтение в ряд ежедневных обязанностей, например, уборка-уроки-чтение. Еще раз о главном: ни в коем случае нельзя допускать чтение в свое удовольствие. Впрочем, спешу успокоить: ни о каком удовольствии и речи быть не может, если просто отвести книге место среди обязанностей между уроками и уборкой. Давайте побольше заданий по принципу «от сих до сих». Подбадривайте ребенка неминуемым наказанием за невыполнение «читательского» задания по принципу: «не прочтешь — не получишь».
Важно: непременно спрашивайте о прочитанном. Максимально жестко выясняйте все подробности сюжета. Скрупулезный допрос с пристрастием о деталях типа цвета волос героя, его настроения, точности сказанного слова, описаний природы и т.п. окончательно закрепляет уже возникшую и усиливающуюся вследствие ваших стараний ненависть к написанному слову. По полезности с такими вопросами может сравниться только требование галлюцинирования на тему «что хотел сказать автор?» Если чувствуете в себе силы — действуйте непременно и на этом поле. Излишне доказывать, что такие упражнения неминуемо приводят к распаду смысла, формы, личной связи с текстом. Чего мы, собственно — напомню — и добиваемся.
Следующий метод большинство практиков отлучения от чтения часто нащупывают самостоятельно. Вот он: старайтесь сами не читать при ребенке! Более того: чем чаще вы заявляете об удовольствии читать — тем меньше следует читать самим! Впрочем, так чаще всего и происходит. «Я читаю!»,- запальчиво заявляет мама, — каждый день перед сном!» Вот и правильно! Главное, чтобы ребенок не видел вас с книгой. Если вы и грешите время от времени публичным почитыванием, делайте это только с электронным устройством в руках — пусть думает, что вы играете, а чтение — очередная взрослая манипуляция.
Помните: как только вы начнете читать вечерами бумажные книги при ребенке, вся ваша работа грозит пойти насмарку! Он ведь может заподозрить, что книга действительно доставляет удовольствие, которое вы себе позволяете. Так что крепитесь. Вместо этого лучше лишний раз отправьте его почитать самому себе, а сами займитесь просмотром телепередач. Естественно, не забывая при этом повторять главную мантру, что чтение — истинное удовольствие для интеллигентного человека (или ту же мысль в любой другой формулировке). Постепенно даже самый глупый ребенок уяснит: главное в чтении — пустые декларации. Ведь просто быть такого не может, что мама и папа не делают вовсе или делают тайно то, что по их мнению является таким важным и к тому же приятным занятием!
Появлению того же желаемого эффекта способствует жесткая тренировка с минимального возраста техники (именно техники!) чтения. Так, большинство моих знакомых с гордостью рассказывают, что начали читать с 4 лет. 4 года вообще предстает каким-то мистическим возрастом, не замечали? Я с четырех лет то, я с четырех лет это… Впрочем, не будем отвлекаться. Одним словом, непременно подгоняйте его под 4 и немедленно начинайте комплексовать, если в 4 он не читает. Ваши комплексы на тему его чтения — залог успеха всей операции.
Убедите себя в том, что чтение является единственным достойным вашего внимания навыком. Неважно, что интересует вашего ребенка, неважно, к чему он тянется и что умеет: единственное, что является общественно значимым — умение читать и объемы прочитанного. Одним из решающих штрихов, так сказать «вишенкой на тортике», как обычно, становится сравнение. Заставляйте ребенка почаще слушать как читают другие, сопровождая это его пассивное действие фразами «ах, как девочка читает», «послушай других хотя бы», «видишь, это не так уж трудно» и т.п. С последним, к счастью, вполне справляется школа, устраивая из уроков чтения настоящую ярмарку тщеславия вкупе с жестоким соревнованием и унижением слабых.
Помните еще один принцип: наиболее полезные книги — те, которые читали вы: Носов, Барто и Бианки — наше всё! Неважно, что дети по этому поводу думают, насколько считают эту литературу современной и чувствуют ее, неважно, насколько это «их язык» — они обязаны прочесть именно ваш контрольный список. Решительно отнимите у ребенка право на самостоятельный выбор книги. Жесткий неослабевающий контроль за читаемым материалом — залог успеха.
С годами, когда ребенок становится своевольным и может заподозрить неладное, почаще повторяйте: «то, что ты читаешь в социальных сетях — не чтение!» Пусть как следует и окончательно запутается — что чтение, а что нет. И пусть для того, чтобы выбраться из этих дебрей, отбросит, наконец, книгу навсегда. Решайте за него как можно больше и ограничивайте любой выбор. Помните: даже намек на самостоятельность мышления может рано или поздно привести его к книге.
Все получится: мир за окном решительно за нас!